Первые шаги в RPA: строим свой ЦК или идем к партнерам?

28 апреля ‘21
Развивая направление роботизации бизнес-процессов, ММК создал одну из самых больших в стране команд по оказанию услуг RPA – ЦТР «Некст». Благодаря слаженной работе и накопленному опыту  ЦТР «Некст» реализует решения любой сложности, не только для комбината, но и для других компаний. Чтобы сформировать такой же сильный центр компетенций (ЦК) следует начать с ответов на ряд важных вопросов.
Во-первых, какую модель ЦК выбрать. Есть несколько подходов к организации центра:
- централизованная модель: весь спектр задач, включая поиск и отбор процессов, разработку, управление инфраструктурой, поддержку и сопровождение, выполняет команда ЦК;
- модель с локальными ЦК: в департаментах есть работники, которые занимаются изучением потребностей, разработкой и поддержкой роботов, а инфраструктуру обслуживает IT-департамент компании;
- смешанная: комбинация двух вышеназванных моделей.
При выборе модели нужно учитывать ряд факторов, в числе которых масштаб компании, ее внутренняя структура, уровень «зрелости» бизнес-процессов и другие. Например, идея разработки роботов бизнес-пользователем в локальном центре компетенций выглядит на первый взгляд заманчиво, но практика показывает, что далеко не каждая компания способна ее реализовать.
Второй вопрос — стоит ли придерживаться общепринятой ролевой модели вендоров RPA - аналитик, разработчик, архитектор, инженер инфраструктуры — или лучше применить другую. Ответ на этот вопрос зависит от культуры предприятия, модели управления в IT. Многие организации, например, незаслуженно обходят вниманием очень важную роль — администратора информационной безопасности.
В-третьих, стоит понять, какими компетенциями и личными качествами должны обладать участники команды ЦК? При наборе людей в команду важно соблюсти баланс. Например, не всегда стоит делать ставку на высококвалифицированных специалистов в сфере разработки ПО, способных генерировать большие объемы высокопроизводительного кода. Они могут принести больше вреда, чем пользы. Поскольку лидирующие платформы RPA все больше ориентируются на low code, специалисты с глубокими знаниями программирования могут и не требоваться: стоят они дорого, а их навыки не будут находить применения. Хотя стоит отметить, что знания в области программирования все же важны для большинства задач.
Наконец, четвертый вопрос: как регламентировать деятельность центра компетенций? Процесс внедрения программных роботов имеет ряд отличий от внедрения другого программного обеспечения. Опыт ЦТР «Некст» показал, что многие общепринятые практики в сфере RPA не работают. Компания разработала собственный регламент деятельности центра компетенций.
Ответы на поставленные вопросы для разных компаний могут отличаться. Все зависит от особенностей и задач, которые нужно выполнить. Лучший помощник в этом случае — опыт. У команды ЦТР "Некст" за плечами множество реализованных проектов разной специфики и сложности, понимание того, когда и какие решения наиболее эффективны, а главное - готовность этим опытом делиться.